Аудитория интернета и резервы роста
По данным соцопроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), осенью 2015 года интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались 78 млн человек старше 18 лет. Проникновение, то есть доля пользователей интернета среди населения этого возраста — 67%. Почти такое же проникновение — 68% — показано в исследовании Web Index группы TNS, в котором учтены пользователи старше 12 лет. Оба этих источника не учитывают пользователей из Крыма.
Таким образом, на конец 2015 года в России как минимум 83 млн человек старше 12 лет каждый месяц пользовались интернетом. Их вдвое больше, чем тех, кто выходит в сеть реже или не выходит вообще.
В 2015 году аудитория интернета в городах-миллионниках почти перестала увеличиваться. Резерв для дальнейшего роста в крупных городах — только люди старше 45 лет. В городах с населением меньше 500 тыс. и сёлах число пользователей продолжает расти, и там ещё есть несколько миллионов людей молодого и среднего возраста, которые пока не пользуются интернетом.
Доступ в интернет с разных устройств
Десктоп и мобильные устройства
84% пользователей интернета в течение месяца используют для выхода в сеть больше одного устройства — например, рабочий и домашний компьютеры или компьютер и мобильное устройство. Больше половины аудитории использует мобильные устройства наряду с компьютерами, а пятая часть и вовсе выходит в интернет только с них.
Выше всего проникновение мобильного интернета среди молодых людей — около 90% пользователей младше 35 лет выходят в интернет с мобильных устройств (только с них или наряду с десктопами).
По данным Яндекс.Метрики, 29% всех визитов на веб-сайты совершается с мобильных устройств. Почти три четверти этих визитов приходится на телефоны, и их доля продолжает расти. Доля планшетов среди визитов со всех типов устройств в этом году даже незначительно снизилась.
Активность в интернете
Смартфонов у пользователей в несколько раз больше, чем планшетов, поэтому суммарный трафик с мобильных телефонов больше, чем с планшетов. В то же время активность пользования интернетом через браузер на планшетах выше, чем на смартфонах, а на десктопах и ноутбуках — выше, чем на любых мобильных устройствах.
Например, как показывает статистика Яндекс.Браузера, с десктопа в интернет выходят в среднем 11-12 раз в неделю, и в общей сложности проводят там более пяти с половиной часов. С мобильного телефона в сеть выходят в среднем 7-8 раз в неделю на 1 час 38 минут.
Таким образом, если человек пользуется и компьютером, и телефоном, то за неделю он в среднем 19 раз выходит в сеть, где проводит более семи часов.
Активность пользования интернетом через браузер различается в разных городах. В целом активнее всего просматривают веб-сайты в Крыму и Сибири. А наименее активны в сети на Юге России, Дальнем Востоке и Северо-Западе.
В целом активность пользователей из разных городов не различается по разным типам устройств — лидеры и аутсайдеры рейтинга почти не меняются. Но есть и некоторые исключения — например, по активности пользователей мобильных устройств Казань в лидеры не попадает, а Санкт-Петербург, наоборот, оказывается в верхней части рейтинга.
Популярные общероссийские и локальные сайты
В среднем за неделю с одного устройства просматривают примерно 13 разных сайтов на смартфоне и 27 на десктопе. Однако интересы пользователей в целом гораздо разнообразнее — в сумме люди из одного города в течение недели заходят на страницы тысяч разных сайтов.
Среди них можно выделить список доменов второго уровня, страницы которых часто посещают пользователи из всех исследованных городов. В топ-100 самых посещаемых доменов во всех городах попали 28 доменов. Это те сервисы, которые востребованы пользователями рунета вне зависимости от географии. В среднем на эти сайты приходится треть просмотров страниц из каждого города.
В противовес сайтам, которые одинаково популярны по всей России, в каждом городе есть сотни своих локальных ресурсов, которые посещают только там. Темы таких сайтов могут быть самыми разнообразными. Распространённые типы — это городские форумы, доски объявлений, местные магазины или сообщества совместных покупок, городские СМИ, сайты спортивных клубов и других местных организаций.
В среднем на такие локальные сайты приходится лишь около 2,5% всех просмотров, однако в трёх городах трафик на уникальные для города сайты превышает 7% — в Красноярске, Казани и Севастополе. В Красноярске большой популярностью пользуются местные сайты совместных закупок, аукционов и автомобильных объявлений. В Севастополе активно читают не только российские, но и украинские сайты.
Выше среднего интерес к местным сайтам в Хабаровске, Челябинске и Калининграде — там они получают по 3-4% трафика.
Стоимость и скорость доступа в интернет
Фиксированный широкополосный доступ
Даже если не учитывать города вроде Норильска или Магадана, не подключенные к оптоволоконным магистралям, стоимость фиксированного широкополосного доступа в интернет в российских городах заметно различается. В самых дорогих городах из числа изученных интернет стоит в 5-6 раз дороже, чем в самых дешёвых. Например, в Якутске или Новом Уренгое домашний безлимитный интернет обойдётся в 950-1000 рублей. В Петрозаводске или Севастополе примерно такие же условия доступа будут стоить 150-300 рублей.
Средняя по российским городам и провайдерам ставка самого дешёвого тарифа без ограничения трафика с заявленной скоростью скачивания не менее 3 Мбит/с в марте 2016 года составляла 404 рубля.
Ближе всего к среднероссийским показателям по стоимости и скорости оказались города Московской области, например, Подольск, Одинцово, Коломна. Заметно отличаются от среднероссийского уровня города Дальнего Востока и Северного Кавказа — там дороже; а также Крым — там цены ниже, но и скорость доступа более скромная, чем в других регионах.
Мобильный доступ
В среднем по России мобильный интернет для планшета с включённым ежемесячным трафиком стоит около 280 рублей в месяц за пакет в 4,5 ГБ. Дороже всего мобильный доступ на Дальнем Востоке и в Москве. Дешевле всего — в Крыму, Поволжье и на Северо-Западе. Стоимость в самых дорогих и самых дешёвых городах (не учитывая города без оптоволоконного подключения) различается в 3-4 раза.
Дальний Восток — самый дорогой регион России и по стоимости фиксированного доступа, и по цене мобильного интернета. Крым, наоборот, самый дешёвый по обоим показателям.
Источники данных и методология
ФОМ и TNS
Фонд «Общественное мнение» и исследовательская компания TNS проводят опросы и панельные исследования для изучения аудитории интернета в России.
ФОМ публикует данные по аудитории интернета старше 18 лет в городах и сёлах России в разрезе по федеральным округам (Южный и Северо-Кавказский округа учитываются вместе, данных по Крымскому округу нет), Москве и Санкт-Петербургу. Открытая часть отчётов ФОМ выложена на его сайте.
TNS в отчёте Web Index и установочном исследовании для этого отчёта предоставляет данные по аудитории интернета и мобильного интернета (пользователи, которые выходят в сеть с мобильных устройств) старше 12 лет в городах и сёлах (некоторые срезы есть только по городам с населением более 100 тыс. человек) в разрезе по федеральным округам и для нескольких крупнейших городов России.
В отчёте Web Index Mobile представлены подробные данные о пользователях интернета, выходящих в сеть с мобильных устройств в городах с населением более 700 тыс. человек — в том числе приведена статистика о пользовании мобильными приложениями. Открытая часть отчётов TNS выложена на сайте компании.
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика — это бесплатный интернет-счётчик, позволяющий владельцам сайтов оценивать активность посетителей на своих страницах. Согласно данным W3Techs, в 2016 году Яндекс.Метрика занимала первое место в рунете среди всех счётчиков по охвату сайтов, на которых она установлена. На основе обобщенной статистики по посетителям всех сайтов со счётчиками Яндекс.Метрики можно в том числе делать выводы о популярности различных типов устройств и операционных систем.
Яндекс.Браузер
В конце марта 2016 года дневная аудитория Яндекс.Браузера в России составляла около 12 миллионов пользователей на десктопах и ноутбуках и 5 миллионов на мобильных устройствах. Месячная доля Яндекс.Браузера в России, по данным счётчика LiveInternet на то же время, составляла 17,6% на десктопе и 4% на мобильных устройствах. Яндекс.Браузер — второй по популярности в России браузер на десктопах и самый популярный альтернативный (не предустановленный на мобильной платформе) браузер на мобильных устройствах.
Хотя аудитория Браузера смещена относительно всей совокупности пользователей в России, она достаточно велика, чтобы анализировать обобщенные данные их активности, сравнивать результаты между городами и делать выводы, актуальные для российских пользователей в целом.
Из-за смещения аудитории сайты домена yandex не учитывались. В статистике по мобильным устройствам учтены только планшеты и смартфоны на платформе Android.
Интернет-провайдеры и операторы сотовой связи
Данные о стоимости интернета охватывают 182 города. Они подобраны таким образом, чтобы для каждого федерального округа в выборку попало больше половины населения округа. Средние цены, скорость и объём включённого трафика по федеральным округам рассчитывались с учётом веса населения каждого города.
Список городов
Чтобы собрать данные о ценах на фиксированный доступ в интернет, мы изучили предложения основных федеральных и региональных провайдеров широкополосного фиксированного интернета. Учитывали безлимитные тарифы для физических лиц с заявленной скоростью скачивания не менее 3 Мбит/c.
Данные о мобильном доступе собирали из тарифов операторов сотовой связи для планшетов с включённым объёмом трафика без голосовой связи и смс-сообщений. Учитывались тарифы четырёх операторов: Tele2, Билайн, Мегафон и МТС.
Комментарии: