Противостояние федеральных и региональных провайдеров становится все жестче. Во многом это происходит из-за уменьшения количества игроков на рынке после поглощений крупными операторами мелких.
Только за последние полгода в разных регионах произошло более десятка сделок. Оставшиеся местные компании испытывают огромное давление со стороны маркетинговых отделов «федералов». А в Москве и Санкт-Петербурге, где количество операторов на один дом «зашкаливает», битва идет за каждого клиента.
- «В Приморском районе мы держимся на уровне 67%, а Выборгском на уровне 24%. Речь идет только о подключенных нами домах. А если смотреть по сумме статистик всех операторов — все квартиры Питера включены не менее двух раз, при том что в некоторых домах до сих пор нет ШПД», — говорит сервис-директор компании «Матрикс Интернет Клуб» (бренд MNS) Дмитрий Бойко.
По его словам, сейчас MNS обслуживает более 65 тысяч клиентов. А например, один из крупных межрегиональных игроков, «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ru») заявляет о более чем 200 000 абонентов в Питере. В числе факторов, позволивших занять 3,9% рынка Северной столицы, в компании называют свои пакетные предложения и качественную сеть. При этом в регионах, где количество жителей в городах в разы меньше столиц, показатели выглядят едва ли не монопольными. Например, в Перми оператор занимает 59% рынка с абонентской базой в 350 тысяч пользователей, а в Самаре — 54,2% с 390 тысячами клиентов. Тем не менее в географии присутствия «Дом.ru» пока много регионов, где количество абонентов невелико, хотя уровень проникновения ШПД там довольно высокий.
- «В Новосибирске, например, проникновение интернета составляет около 65%, а расти через строительство всё сложнее, поэтому абоненты, перешедшие от других провайдеров — привлекательный способ пополнения базы. Операторы понимают это, и кто-то начинает проводить длительные агрессивные акции. Абоненты могут пользоваться условиями акций и комфортно менять операторов. Полгода на одной акции, три месяца на акции другого оператора и т.д., а через год можно попробовать вернуться к привычному оператору, он посчитает пользователя новым абонентом и предложит специальный тариф или подарок. Таких абонентов немного, думаю менее 10%», — считает генеральный директор ООО «Сибирские сети» Александр Шиляев.
При этом и региональные компании и федеральные склонны обвинять друг друга в переманивании клиентов. Мы уже рассказывали о различных акциях, которые устраивали операторы в Санкт-Петербурге и о демпинге в разных регионах страны.
- «Встречаются случаи, когда некоторые локальные игроки проводят безумные рекламные кампании для увеличения своей абонентской базы, с, мягко говоря, сомнительной экономической целесообразностью и низкой вероятностью возврата инвестиций. Цель их понятна — показать возможным покупателям бурное развитие и «потенциал» завоевания рынка. Однако при более детальном рассмотрении зачастую все оказывается не так радужно», — рассказывает пресс-секретарь ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Анна Айбашева.
Причем сам «Билайн» в лице приобретенных «Корбины телеком» и «Голден телеком» еще несколько лет назад не гнушался обрушивать цены на рынке тех городов, куда заходил с услугой ШПД. Маркетинговыми изощрениями балуется и «Дом.ru», предлагая первые три месяца обслуживания по более низкой цене и увеличивая абонентскую плату с четвертого. Хотя в самой компании утверждают, что не занимаются демпингом.
- «Мы в принципе не работаем в дешевых ценовых сегментах, нам более интересен опытный потребитель телеком-услуг с высокими запросами и кругозором, тот, кто принимает решение, ориентируясь не на сиюминутную скидку и низкую стоимость, а на качество продукта и возможности, которые он приобретает, подключаясь к нам. На наш взгляд, такой союз с абонентом более прочен и долговечен», — заявляет и.о. руководителя PR-службы ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» Алла Григорьева.
- «Конкурировать с федеральными провайдерами сложно только в тот момент когда они приходят «в наши места», начинается активный маркетинг и количество рекламы иногда просто поражает. Но через 6-8 месяцев абоненты возвращаются к нам обратно, так же как и от региональных конкурентов. Так было с приходом, тогда еще «Корбины», так же обстоят дела с «Дом.ru». Мы работаем только в Приморском и Выборгском районах, но уже больше 11 лет и не стремимся «захватить вселенную», потому что ставим качество услуг на первое место. У нас тысячи абонентов которые работают с нами более 8 лет, многие из них «изменяли нам на пару месяцев», но потом все равно возвращались. Федеральные компании не имеют гибкости в подходе к абоненту и, что греха таить, «сыплют звездочками», оставляя абонента наедине со своей проблемой», — парирует Дмитрий Бойко.
Пожалуй, единственный федеральный игрок, к которому у региональных операторов нет претензий по способам борьбы за абонентов — ТТК. В компании считают это важным достижением и уверяют, что не будут вмешиваться в демпинговые и маркетинговые войны.
- «Предлагая услугу ШПД, мы рассказываем потенциальным абонентам о наших тарифах, сервисах и условиях обслуживания. В большинстве городов присутствия ТТК подключение к интернету производится бесплатно, и абоненты без дополнительных затрат могут убедиться в высоком качестве услуг ТТК. Наш опыт показывает, что хорошая репутация компании на рынке, гарантированная скорость доступа в интернет, а также внимательное отношение к абонентам срабатывают лучше специальных акций по переманиванию абонентов», — обещает руководитель департамента продаж и обслуживания ТТК Олег Леонов.
В глобальных масштабах у операторов абонентская база велика. У тех же «Билайна», МТС и «Дом.ru» насчитываются примерно по 2,2 миллиона клиентов в России. У «Ростелекома» около 8 миллионов пользователей услуги ШПД и менее миллиона у ТТК. А всего проникновение в России весной этого года достигло 59,5 миллионов человек. Сделаем поправку на 23 миллиона абонентов мобильного интернета (из которых, минимум половина, является и пользователями проводного интернета) и все-равно получается, что на региональных игроков приходится большая доля клиентов.
- «С одной стороны, стоимость интернета вне крупных городов априори выше. С другой стороны, конкуренция телеком-операторов на переферии ниже в связи с меньшей покупательской способностью населения. Отсюда вывод о том, что стоимость интернета для конечного абонента выше. В частности, за счет того, что он пока готов платить за более дорогую — и, как следствие, с большей маржинальностью — услугу. По сути дела, у абонента при относительно низкой конкуренции телеком-операторов, стоит выбор между тем, чтобы покупать услуги ШПД «за дорого» или не покупать вообще. Я бы хотел отметить, что ключевых факторов здесь более одного, т.е. достаточно иметь в регионе повышенную конкуренцию для того, чтобы клинически изменить ситуацию со стоимостью услуги ШПД и её маржинальностью», — высказывает свое видение ситуации заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании CTI Алексей Бугай.
При все этом большинство операторов сходятся во мнении, что процесс слияний и поглощений продолжится семимильными шагами, несмотря на все меньшее количество «лакомых кусочков» в регионах и через несколько лет на рынке останутся 3-4 федеральных игрока. Проиграют от этого, естественно, абоненты, так как пока региональные компании в противостоянии с «варягами» зачастую предлагают более высокий уровень обслуживания и модернизируют свои сети. Основной проблемой «федералов» остается зависимость от головных офисов и неспособность быстро менять тарифы и внедрять новые услуги, которые местные игроки умудряются предложить зачастую намного раньше.
- «В городах с высоким уровнем проникновения интернета темпы роста рынка снижаются, потому что крупные провайдеры уже подключили большинство домохозяйств. В таких регионах наблюдается тенденция сохранения существующих абонентов, а также заметный рост трафика, который происходит из года в год, так как операторы постоянно повышают скорости для удовлетворения потребностей клиентов и сохранения конкурентоспособности», — комментирует Анна Айбашева.
- «Компания работает на живом развивающемся рынке и, конечно, ощущает выход в регионы игроков-федералов, но мы не можем сказать, что конкуренция за счет федеральных провайдеров стала жестче. Мы предлагаем конкурентный продукт, он соответствует требованиям рынка и зачастую выигрывает по соотношению «цена-качество». Прелесть местного игрока в отличном знании и понимании потребностей и желаний абонентов. Со своей стороны, пользователи отвечают нам взаимностью и отдают предпочтение долгосрочным партнёрским отношениям. Для нас не имеет значения региональный конкурент или федеральный, провайдеры работают на единой площадке, что даёт нам дополнительный импульс к постоянному развитию и совершенствованию услуг и сервисов. Поэтому присутствие федеральных игроков нас не беспокоит», — заключает коммерческий директор компании «Сибирские Сети» Алексей Путиенко.
Комментарии: